Нераскрытые тайны подводного Крыма


 

 

Елкин А.В   www.wreck.ru

 

Нераскрытые тайны подводного Крыма

Последнее время часто по телевидению или в публикациях , мы видим что чуть ли не каждый день происходят находки затонувших судов. Складывается впечатление что ничего интересного найти уже невозможно. Тем более на Черном море . Огромное количество дайв-центров, и просто аквалангистов, ежегодно обследует воды полуострова Крым.

Предлагаю немного расмотреть тему о наличии в районе Крыма объектов которые небыли обнаруженны, либо крайне мало изучены. А именно затонувшие суда которые реально лежат на грунте, а не вымыслы местных сторожил.

Начнем с Северной части Черного моря, точнее район Черноморского (Ак-Мечеть).

Во время ВОВ в данном районе было потеряно достаточно большое количество плавсредст с обоих воюющих сторон, но на удивление погружения на объекты в данном районе не производятся (как говорят всвязи с отсутствием онных) не считая обломков минзага "Буг" (ФОТО № 1)  лежащих на отмели  http://www.wreck.ru/3-4/26.html  

Принадлежность России. Заложен в 01.1891 г. Спущен на воду 21.08.1891 г. верфь "Мотала" Швеция.

Водоизмещение: 1382 т.

Размерения 62,2х10,4х4,6 м

Скорость: 14,2 уз.

Вооружение: 350 мин заграждения,2-76-мм орудия, 4-47мм орудия, 2-7,62 мм пулемета

Экипаж: 216 человек.

В первый раз затоплен экипажем в Южной бухте Севастополя в 1905 г. во подавления восстания под руководством П. П. Шмидта. Поднят 05.1907 г. С 1909 г. - транспорт для обслуживания маяков. С 1915 г. в составе дивизиона сетевых заградителей.

20.11.1920 г. затонул в штормовую погоду на камнях Ак-Мечети (Черноморское). 4.07.1924 года снят с камней и продан на слом.

  Хотя недалеко от берега лежит прекрасный, объект немецкий транспорт"Ларисса" 

Larissa"  http://www.wreck.ru/3-4/75.html

Германский транспорт. Бывший немецкий грузовой пароход "Oderland" или югославский "Avola". Спущен на воду в 1922 г. Вместимость: 1819 брт.

19 марта 1944 г. транспорт "Larissa" подвергся атаке советской авиации в составе 9 Бостон-А20, 18 Пе-2, 35 Ил-2. После полученных повреждений авиаторпедой и бомбами судно затонуло. Согласно данным источников, точка гибели 45°28'N 32°26'E. П  Глубина около 25 метров.  Есть потверждения что судно есть, и на него погружали аквалангисты.

На удалении от берега 60 км  в сторону Тендры (для небольшого судна. не столь длинное расстояние) лежит нетронутый транспорт "Большевик"  http://www.wreck.ru/3-4/34-71.html (ФОТО №2)

Бывший грузовой пароход Черноморского государственного морского пароходства. Спущено на воду в 1899 г., первоначально носил название "Нева". В составе Черноморского флота с 27.07.1941 г.

Вместимость: 1412 брт. Скорость: 7 узл.

19 октября 1941 г. при эвакуации Одессы незагруженный транспорт "Большевик" (капитан Э. И. Фрейман) следовал концевым в колонне транспортов. На борту находились лишь около 20 солдат Приморской армии. В течение пяти часов светлого времени суток он подвергся многочисленным атакам немецких самолетов, в которых участвовали 50 бомбардировщиков и 6 торпедоносцев.

Около 18 ч. в Каркинитском заливе между Одессой и мысом Тарханкут в атаку вышли три торпедоносца

He-111, четыре бомбардировщика и четыре истребителя. Два истребителя обстреливали торпедные катера, которые пытались прикрыть "Большевик", остальные продолжили атаку транспорта. В течение 7-10 минут они, пересекая курс судна по всем направлениям, обстреливали его из пушек и пулеметов. Затем были сброшены торпеды. Две торпеды попали в кормовую часть с правого борта. Взрывом были разрушены обе переборки кормового трюма и главная машина. Пароход начал быстро погружаться кормой.

Противник между тем продолжал атаки. Бомбы рвались вдоль обоих бортов. Несколько снарядов попали в форпик. Дифферент парохода достиг угрожающих размеров, киль оголился до второго трюма. Спущенные на воду шлюпки были пробиты осколками. "Большевик" резко накренился на правый борт, и пошел ко дну. Погибло 16 человек. В исторических источниках указываются координаты гибели - 45°44'6"N 32°10'2"E.

Глубина 32 метра.

Отличный объект для проведения WRECK-эспедиции, или wrek-сафари. Кстати рядом с "Большевиком" лежат еще несколько неидентифицированных объектов относящихся к Первой мировой и Великой Отечественной Войн. Как например

Товаропассажирский пароход «Владимир»

(ФОТО №3)

Водоизмещение 1600 т, вместимость 1122 брт, грузоподъемность 167,6 т длина 76,3 м, ширина 9,5 м, осадка 4,7 м, мощность паровой машины 960 л.с, скорость хода 12 уз.

По заказу РОПиТ на судоверфи «R.Napier & Sons» в Глазго (Шотландия) был построен, и в конце 1857 года передан заказчику товаропассажирский пароход, получивший наименование «Владимир» (строительный № 85). Портом его приписки стала Одесса.

27 июня 1894 года «Владимир» следовал рейсом Севастополь-Одесса. В час ночи в 32 милях от мыса Тарханкут итальянский пароход «Columbia», следующий из Очакова в Евпаторию, на полном ходу врезался в борт освещенного электрическим светом «Владимира», разбив все шлюпки правого борта. Машинное этделение парохода стало быстро заполняться водой. После остановки машины погас свет, поднялась паника. Из 250 пассажиров и экипажа парохода погибло 70 пассажиров, два матроса и четыре человека из обслуживающего персонала, спаслось 103 человека. Часть из них подобрал подошедший к месту аварии пароход РОПиТ «Синеус». От полученных повреждений «Владимир» затонул.

И так мыс Тарханкут. Сам по себе Тарханкут в принципе одно из самых популярных мест для дайверов. Прекрасная видимость, красивые скалы оставляют прекрасные впечатления от посещения данного места.  Местные дайв-центры предлагают несколько место погружения к затопленным судам  как например "Цесаревич Алексей"

(ФОТО № 4)

 ,также в этом районе обнаруженна парусно-моторная яхта "Ливадия (ФОТО №5)

, и 66-ти пушечный парусный корабль "Александр". Оба корабля погибли от навигационных аварии (Скалы). 

Но это известные объекты . И так во время ВОВ немцы потеряли в районе мыса Тарханкут быстроходную десантную баржу F-592 (ФОТО №6)

15.11.1943 г.в 06 часов 29 минут советская подводная лодка Щ-215 (командир капитан 3-го ранга М. В. Грешилов) атаковала конвой состоящий из буксиров и лихтеров. От полученных повреждений БДБ F-592 затонула. Погибло 4 человека. По данным источников, точка гибели 45°25'N 32°26'E. В некоторых источниках есть привязка координат- на удалении 4 мили западней от мыса Тарханкут. Интересно то, что недавно появилась информация о нахождении БДБ (быстроходной десантой баржи) в районе севернее   

поселка Мирный, но идентифицировать пока не удалось.

Товаропассажирский пароход "Веста" (ФОТО №7)

Водоизмещение 1800 т, вместимость 894,59 брт, длина 62,1 м, ширина 8,3 м, осадка 4,6 м, мощность вертикальной паровой машины двойного расширения 144 л.с, скорость хода

12уз, число пассажиров - 250.

В 1856 году для английской фирмы «Robinson & С0» на судоверфи «J.B.Palmer* Ньюкасле (Англия) был построен винтовой трехпалубный товаропассажир-восей пароход, получивший наименование «Norma». В конце 1858 года британ-СЕХЙ владелец продал его РОПиТ. Судно, получившее наименование «Веста», при-рк~.о из Англии в Одессу. В 1865 году «Веста» прошла капитальный ремонт как по корпусу и механизмам, так и по внутренней отделке. В 1874 году на судне ус¬тановили новую паровую машину мощностью 130 ном. сил. 5 ноября 1887 года «Веста» следовала рейсом из Самсуна в Одессу. У мыса Тарханкут около 3 ч ночи в нее врезался в районе грот-мачты пароход «Синеус». «Веста» со всем экипажем (34 человека) погибла.

И еще один затонувших судов в районе Тарханкута

Колесный товаропассажирский пароход «Генерал Коцебу»

По заказу РОПиТ на верфи «C.Mitchell & С0» в Ньюкасле (Англия) был построоен и 13 сентября 1866 года передан заказчику двухпалубный товаропассажирский колесный пароход смешанного плавания «Генерал Коцебу» (строительный № 142).

16 апреля 1895 года пароход «Генерал Коцебу», шедший в балласте, столкнулся в 12 милях от мыса Тарханкут с транспортом Черноморского флота «Пендераклия» и затонул.

Водоизмещение 1250 т, вместимость 784,65 брт, грузоподъемность 490 т, длина 68 м, на 8,2 м, осадка 3,5 м, мощность наклонной паровой машины низкого давления л.с, скорость хода 11 уз.

От поселка Мирный (залив Донузлав) постоянно ходят катера на РЭКИ в данном районе. Я не буду заострять внимание на заеженных дайв-сайтах (Волгодон, Варна, Санта-Фе, Ul-102), здесь в разное время затонуло около 10-ка судов. ----------

Хотель бы в кратце рассказать об легендарном объекте чуть южнее  Евпатория тральщик 

Т-405 "Взрыватель"    (ФОТО №8,9)

Заложен в Севастополе в 1936 г. Спущен на воду в 1937 г. Вступил в строй 9.05.1938 г.

Водоизмещение: стандартное - 447 т,

полное - 490 т

Длина: 62 м

Ширина: 7,62 м

Осадка: 2,37 м

Мощность дизелей: 2 по 1400 л.с.

Скорость: 18 узлов

Вооружение: 1 100-мм орудие в установке Б-24-БМ,

1 45-мм орудие в установке 21-К,

1 20 -мм "Рейнметалл"

2 2х 12.7 мм Кольт

2 12.7 мм ДШК

28 мина образца 1926 г., 2 трала.

Экипаж: 52 человека.

4.01.1942 года в 23ч.30м. отряд кораблей в составе базового тральщика Т-405 "Взрыватель" (командир капитан-лейтенант В.Г.Трясцин), 7 сторожевых катеров и морского буксира СП-14 вышел из Стрелецкой бухты Севастополя имея задачу высадки передового десантного отряда в Евпатории. В неравном бою тральщик был расстрелян немецкими танками. Практически весь экипаж героически погиб. Долгое время останки тральщика находились на берегу (вынесенны штормом) . Сейчас они находятся под водой, на глубине 4 метра.

Немного упоминем об обектах затонувших в данном районе, но достаточно глубоко.

И так транспорт

«Boy Federsen» («Бой Федерсен»)  (ФОТО №10) лежит недалеко от поселка Мирный, но на данный момент поиском этого объекта серьезно ни кто не занимался. Согласно некоторым документам на борту парохода помимо груза вермахта, находились некоторые ценности из Крымских музеев.

Принадлежал Германии. Бывший советский пароход «Харьков» Черноморского государственного морского пароходства. Спущен на воду в 1919 г. Вместимость 6689 брт. В августе 1941 г. при отступлении советских войск был взорван в Николаеве. Немецкие спасатели подняли судно с грунта и после восстановительного ремонта ввели в строй.

10 августа 1943 г. транспортные суда «Boy Federsen» и «Варна» следовали в конвое в охранении румынских эсминцев «Regina Maria» и «Maresti», минзага «Admiral Murgescu», канонерской лодки «Dumitrescu» и нескольких мелких военных судов. Около 19 ч. конвой был атакован 5 советскими самолетами ДБ-3. «Boy Federsen» получил попадание одной торпедой в корму с левого борта. В 19 ч. 24 м. последовало еще одно попадание торпедой в центральную часть правого борта. В 19 ч. 30 м. транспорт получил дополнительное повреждение от близких разрывов авиабомб, а в 19 ч. 35 м. - еще одно попадание торпедой (возможно, с подводной лодки Д-4). 11.08.1943 г. при буксировке «Boy Federsen» в

23 ч. 12 м. затонул. По данным источников, точка гибели 44°58'N 33°05'E, глубина 91 метр. 

Вероятность нахождения данного судна, даже при помощью недорогих сонаров велика. Тем более объект лежит в районе, где дайв-туризм достаточно сильно развит.

В устье реки Кача (севернее Севастополя) на лоции отмеченны несколько затонувших объектов. По разным слухах, это "немецкая баржа", "торпедный катер" и т. п. В 70-хх годах прошлого века Николаевский клуб "Садко" проводил в том районе эспедиции, и у них есть упоминание об обнаружении в районе устья реки Кача "царского миноносца"  .

 

Севастополь как и его прибрежные воды, кладезь затонувших объектов . Так как в этом городе созданы несколько достаточно оснащенных дайв-центров, оборудование которых позволяет погружатся на глубины более 100 метров. Два немецких судна погибших при эвакуации Крыма в 1944 году лежат южнее мыса Херсонес и так

 «Totila» («Тотила») (ФОТО№11)

Принадлежность Германии. Бывший венгерский теплоход «Magyar Vitez». Заказан в Венгрии Советским Союзом еще до войны. Спущен на воду в 1942 г. После организованного немцами в Венгрии в марте 1944 г. военного переворота теплоход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на Черном море. Вместимость: 2773 брт.

10.05.1944 г. транспорт «Totila» подошел в район юго-западнее мыса Херсонес, для того чтобы снять с берега остатки отступающей германской армии. Утром транспорт подвергся беспощадной атаке со стороны советской авиации. «Totila», приняв на борт большое количество эвакуируемых, пыталась уйти. Получив попадание трех 100-килограммовых бомб, судно начало тонуть. Согласно сведениям из разных источников, на транспорте погибло от 200 до 3900 человек. Говоря об относительно небольшом количестве погибших, приводят тот факт, что удаленность от берега небольшая и многие спаслись вплавь (хотя не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает 12 градусов). По данным источников, точка гибели 44°18'N 32°54'E, что в 50 км от мыса Херсонес.  По данным,  полученным от В.Вакара транспорт «Тотила» обнаружен. Судно лежит практически на ровном киле, с небольшим креном на правый борт, курсом 210-220 градусов. Разрушения не большие, корма заилена.
Глубина 96 метров.

Возвышение над грунтом 14 метров.

А так же

«Romania» («Романия»)(ФОТО №12)

Принадлежность Германии. Минный заградитель. Бывший румынский пароход, спущенный на воду в 1904 г., передан ВМС Германии в 1942 г.

Вместимость: 3152 брт

Длина:               108 м

Вооружение: 4  20-мм зенитных автомата,

                   80 якорных мин.

11.05.1944 г. минный заградитель «Romania» следовал из Севастополя в составе быстроходного конвоя «Овидиу» в охранении эсминца «Regele Ferdinand» и охотников за подводными лодками Uj-110, Uj-301,

Uj-305. Конвой подвергся атаке советских топмачтовиков. В 09 ч. 52 м. после попадания бомб минный заградитель загорелся и потерял ход. Командование решило не рисковать остальными судами конвоя, сняло с поврежденной «Романии» людей и оставило ее на растерзание советской авиации. После нескольких авианалетов от корабля остался только обгоревший остов. В 23 ч. 46 м. советские торпедные катера № 353 и № 301 торпедировали минзаг «Romania». От полученных повреждений на рассвете 12 мая корабль затонул. По другой версии поврежденный авиацией корабль погиб от детонации боезапаса. Согласно данным источников, точка гибели находится в районе мыса Фиолент.

Объекты большого размера и с интересной историей.

А кто знает, что в заиленной , и мутной Балаклавской бухте как ни странно лежат останки  Товаропассажирского парохода «Рюрик» (ФОТО№13)

Водоизмещение 1800 т, вместимость 815,95 брт, длина 65,4 м, ширина 9,5 м, осадка 4,9 м. мощность вертикальной паровой машины двойного расширения 500 л.с, скорость хода 10,5 уз, экипаж 25 чел., число пассажиров 2-го класса - 12.

В ноябре 1881 года судоверфь «Campbeltown Shipbuilding С0» в Кэмпбелтоне (Англия) передала лондонской фирме «Weguelin Eddowes & С0» построенный для нее двухпалубный винтовой товаропассажирский пароход «Bothnia» (строительный № 16).

В 1882 году британская фирма продала пароход российской компании «Общество Кавказского пароходства», переименовавшей судно в «Вера». В 1883 году пароход перешел в собственность «Общества Кавказского пароходства», но уже в следующем году судно приобрело РОПиТ, переименовавшее его в «Рюрик». По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Одессе пароход числился под № 474. В 1893 году топки парохода были приспособлены для отопления нефтяными остатками.

В 1913 году пароход «Рюрик» был списан и переоборудован в блокшив, который с 1916 года в Севастополе использовался как несамоходная база подводных лодок под наименованием «Блокшив № 11». В 1923 году, после организации ЭПРОН, блокшив под наименованием «Черномор» передали в распоряжение Черноморской партии ЭПРОН как плавбазу. В 1929 году проржавевший корпус «Черномора» отправили на слом.

Однако по некоторым данным корпус судна не разобрали, и он затонул в декабре 1957 года в Балаклавской бухте, где и находится до сих пор.

Мне не раз приходилось отдыхать в районе Симеиза , и даже совершать погружения, но Увы мне не разу не приходилось слышать что в том районе лежат останки

Товарного парохода  «Дир»(ФОТО №14)

Вместимость 578,74 брт, длина 63,7 м, ширина 8,9 м, осадка 2,7 м, мощность паровой шины 400 л.с, скорость хода 9 уз.

В 1880 году по заказу «Общества пароходства по Дону, Азовскому и Черному  морям, с их притоками» на верфи AG «Vulcan» в Штеттине (Германия) был построен товарный пароход «Одесса» (строительный № 90). По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Ростове на Дону пароход числился под № 946.

В 1886 году пароход был приобретен РОПиТ и переименован в «Дир». Портом приписки судна стала Одесса.

14 декабря 1887 года «Дир» во время очередного рейса был выброшен штормом на камни у мыса Куртело между Алупкой и Симеизом, разломился и тонул.

В районе Судака

Товаропассажирский пароход  Паллада

Водоизмещение 1340 т, вместимость 787 нрт, длина 61 м, ширина 8,8 м, осадка 4,7 м, мощность паровой машины - 145 л.с , число классных пассажиров - 95

В 1854 году для британского судовладельца на судоверфи «W.Denny & Sons» в Клайде (Англия) строился товаропассажирский винтовой пароход «Empress» (строительный № 47). 27 октября 1854 года судно сошло на воду, вскоре вступило в строй, а феврале 1857 года было продано РОПиТ. В полдень 26 апреля 1857 года судно, получив наименование «Паллада», прибыло из Англии в порт приписки Одессу. В конце дня 21 мая 1857 года судно ушло первым рейсом на Константинополь. 24 ноября 1866 года пароход во время шторма выскочил на камни в районе Судака, 13 декабря у него отломилась носовая часть и он затонул.

Ну и в конце знаменитое кладбище кораблей- Керченский пролив

Первыми пароходами погибшими в Первую Мировую Войну стали «Ялта» и «Казбек».

 

По заказу РОПиТ на верфи «R. & W.Hawthorn Leslie & С0» в Ньюкасле (Англия) был построен и в мае 1896 года передан заказчику товарный пароход «Казбек» (ФОТО №15)

(строительный № 338). Портом приписки стала Одесса (№ 170.)

Вместимость 1361,48 брт, грузоподъемность 982,8 т, длина 71,8 м, ширина 10,45 м, осадка 5,1 м, общая мощность двух вертикальных паровых машин тройного расширения 1100 л.с, скорость хода 10 уз, экипаж 33 чел, число пассажиров 1-го и 2-го классов - 42, 3-го класса - 300.

В начале Первой мировой войны, 16 октября 1914 года, спеша на помощь дорвавшемуся на мине в Керченском проливе пароходу «Ялта», «Казбек» сам пал на минное поле выставленное турецким крейсером «Midilli», подорвался и затонул в двух милях восточнее мыса Такиль. Погибло 10 человек. Остальные члены экипажа на плотах из бревен добрались до Керчи.

 

В 1896 году по заказу Русского общества Азовского пароходства на верфи «Sir James Laing» в Сандерленде (Англия) был построен двухпалубный двухвинтовой товаропассажирский пароход «Ялта» (строительный № 550) (Фото №17)

Вместимость 902,94 брт, грузоподъемность 982,8 т, длина 67,1 м, ширина 10,4 м, осал 3,5 м, мощность вертикальной паровой машины тройного расширения 700 л.с, скорее хода 9 уз, экипаж 22 чел

Судно эксплуатировалось на грузопассажирской Крымско-Кавказской линии.

27 апреля 1901 года пароход был передан в аренду РОПиТ. Он продолжал ходить на Крымско-Кавказской линии, делая за навигацию более 90 рейсов. Портом приписки была Одесса (№ 202).

 В начале Первой мировой войны «Ялта», следуя с Кавказа в Керчь, 16 октября 1914 года подорвалась на минах, выставленных турецким крейсером "Midilli" в Керченском проливе, и затонула в 1 миле от мыса Такиль.

Так вот при проведении подводной экспедиции "Эльтиген-2004" в двух милях восточнее мыса Такиль. был обнаружено и обследовано затонувшие судно (ФОТО №16).

Объект был старый, и весь запутанный в сетях. И до последнего времени был идентифицирован как транспорт"Рот-Фронт" погибший в том районе во время ВОВ. Только недавно по полученным фото было определенно что данный объект все же является пароходом "Казбек" (схожее рассположение кормовой и форма рубки).

То что в данным момент написано в статье, показывает только небольшую часть объектов которые до сих пор не найдены и необследованы в районе полуострова Крым. Так что есть к чему стремиться.